Перейти на главную страницу сайта ourmos.ru

Воскресенские ворота и Иверская часовня.
Воскресенские ворота устроены гораздо позже возведения Китайской стены. Устройство их относится к 1680 году, т.е. к царствованию Федора Алексеевича, который, устраивая ворота, повелел поставить над ними вместе с другими иконами и икону Воскресения Христова.
Надо заметить, что в прямом фасаде стены Китая-города, обращенном к Москве-реке, были еще двое ворот, называвшиеся в народе Проломными. Ворота эти вели из Зарядья прямо на берег Москвы-реки. Так как об этих воротах нигде официально не упоминается, то, надо полагать, они были сделаны частным образом купцами. Воскресенские ворота заложены в первой четверти XIX столетия, и, имели для Москвы особенное значение.
По этой иконе, вероятно, и ворота названы Воскресенскими, хотя, по уверению других, название свое ворота получили от бывшего Воскресенского монастыря. Название это, впрочем, укоренилось не ранее первой половины прошлого столетия.
Прежде Воскресенские ворота назывались:
Курятными - от находившегося вблизи Курятного ряда,
Неглинными - от протекавшей пред самыми воротами речки Неглинной,
Львиными - от находившегося тут, по левую сторону от проезда, Львиного двора, огороженного надолбами. (В этом дворе содержались львы, присланные в дар Иоанну Грозному из Англии, а позднее - из Персии.)
Наконец, в простонародье от чудотворной иконы Иверской Божией Матери ворота именуются Иверскими и Святыми.
При первоначальной постройке стены Китай-города здесь была башня, хотя и с воротами, но не проездными. Въезд в Кремль с этой стороны был в ворота Троицкие или Боровицкие.
Как часть городского укрепления, они самою постройкой обнаруживали свое первоначальное назначение, несмотря на позднейшие переделки. Ворота эти складены из крепостного тяжеловесного кирпича с железными связями и закрепами. В толстых стенах у обоих проездов еще остались железные пробои от двойных ворот, а в арках - прорезы для опускных решеток, коими запирались эти проезды. Под зубцами воротных стен еще уцелели осадные стоки, через которые осажденные лили на неприятелей кипяток и растопленную смолу, серу и свинец. В двухъярусных палатах и в двух над ними восьмигранных башнях помещались прежде огнестрельные орудия, или так называемый огненный бой, и стояли пушкари и стрельцы в случае нападения врагов и осады. Амбразуры, или пушечные и мушкетные бои, обращены потом в окна. Затем там поместили губернский архив.
С этого же места начали строить и стену Китай-города, как удостоверяет Синодальная летопись под 1534 годом: "Нача строить по Неглинке вверх к Троице, где ся поля били", т.е. к церкви Св. Троицы, что в Полях, где бывали судебные поединки. Подобно другим укреплениям Китай-города, во время Смутного времени ворота испытали разные повреждения: углы и зубцы ворот расселись и обломались, кровля снесена была бурею. В это время у ворот находились пушечный ядерный навес, караульная пушкарская изба, Земский приказ, государев Сытный двор и двор неглиненских воротников (сторожей). Львиный двор находился на том месте, где была временная тюрьма. Перед самыми воротами протекала речка Неглинная, через которую был перекинут деревянный мост на каменных клетках, обставленный по обеим сторонам мелочными лавочками и харчевнями. Те и другие находились также и у самой стены по правую сторону. В царствование Федора Алексеевича ветхость Воскресенских ворот увеличилась до того, что он нашел необходимым перестроить их заново, что и было исполнено в 1680 году, причем ворота сделались, подобно другим, проездными для всех жителей Москвы. Кроме св. иконы Воскресения Христова, на загородной стороне от Земского приказа, но указу царя, над ними изображены были "добрым письмом" в киотах преподобный Сергий, великомученик Георгий, св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексий. А в середине въездов, у башенной стены, поставлена в часовне чудотворная икона Св. Вратарницы Афонской, Иверской Божией Матери. Предки наши, поручая входы и выходы города охранению святых, обыкновенно осеняли верхи их св. иконами.
По сказанию Софийского летописца, новый город, Китай, поручен был охранению "Пресвятые Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексия".
В 1727 году сенатский обер-секретарь И. Кирилов так описывает нам Воскресенские ворота: "Первые городовые ворота Воскресенские на Тверскую улицу, с двумя проездами; над ними палаты с двумя башнями: длиною 11 сажен, шириною 4, высотою 12 сажен". В Троицкий пожар 1737 года, охвативший почти всю Москву, сделалось жертвою пламени не только это здание, но и смежные с ним Приворотная палата, Казанская австерия, палата Главной московской аптеки, Монетный двор и даже самый Воскресенский мост через Неглинную со всеми мелочны ми лавочками и харчевнями. Монетный двор, или пробирная лаборатория Монетного двора, помещалась в палатах верхнего шпица ворот при императрице Анне Иоанновне. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и начато (26 апреля 1756 года) печатание газеты от Московского университета. При возобновлении ворот после пожара хотя и сделаны в их фасаде некоторые изменения, но главная их форма, данная постройке в царствование Федора Алексеевича, сохранена почти вполне. Не были поставлены только иконы: странно, что эти древние священные украшения ворот были упущены из виду.
Часовня для св. иконы Иверской Божией Матери была устроена впервые в 1669 году, куда икона и поставлена в том же году 19 мая. При перестройке ворот в 1680 году для часовни сделана была на внешней стороне ворот печура в стене меж двух проездов и к ней пристроена деревянная храмина с чуланом. Эту часовню приписали к Николо-Перервинскому монастырю. Хотя синодальным указом 1722 года и уничтожены были почти все часовни в Москве, но Воскресенская часовня по особенному благоговению народа к чудотворной иконе Иверской Божией Матери осталась неприкосновенной. В делах Коллегии экономии 1742 года часовня так описывается: "При Курятных воротах часовня в стене, убранная столярной работой; при ней деревянный чулан". В царствование императрицы Екатерины II в 1791 году часовня перестроена, а при императоре Александре I благолепно украшена. Главнейшую достопамятность и бесценное украшение Воскресенских ворот составляет, несомненно, св. чудотворная икона Иверской Божией Матери.
История этой иконы следующая. В Москву она привезена 13 октября 1648 года благодаря стараниям Никона, который был еще тогда архимандритом Новоспасского монастыря. Св. икона была встречена у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем со всем семейством, патриархом московским Иосифом с духовенством, боярами и бесчисленным множеством народа. Ее поставили сначала в монастырь Николы Старого, на Никольской улице, потом в Успенском соборе, откуда 15 мая 1654 года, как видно из дворцовых записок, благочестивый царь Алексей Михайлович дал икону в напутствие своему воинству, шедшему против польского короля. Потом царь повелел перенести св. икону к Неглинным воротам Китай-города, где, как уже сказано выше, была построена для этой цели часовня. Св. икона эта есть точный снимок с чудотворной иконы Иверской Божией Матери, находящейся на Афонской горе. Чтобы сделать этот снимок, Никон послал на Афон архимандрита Пахомия. Снимок был сделан. Препровождая его из Цареграда в Москву, от патриарха Парфения, иверские старцы прислали при этом письмо, в котором описывали следующим образом, как писалась св. икона. Братия совершила великое молебное пение, длившееся с вечера и до утра, причем святили воду со св. мощами и св. водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Затем, собрав св. воду, они ею же обливали новую доску, сделанную из кипарисного дерева, и, снова собрав св. воду, служили литургию, после чего дали ее иконописцу священнику Иамвлиху Романову, который смешал ее с красками, заготовленными для написания иконы. Во все время писания св. иконы Романов принимал пищу только в субботу и воскресенье, а братия служила по два раза в неделю всенощные и литургии. "И та икона не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом - одним словом, новая, аки старая". 0 появлении же подлинной чудотворной иконы рассказывается так.
В девятом веке по Рождеству Христову в Византийской империи во времена иконоборства недалеко от города Никеи жила одна благочестивая вдова. У нее в доме была почитаемая ею икона Божией Матери. Когда и она подверглась преследованию со стороны гонителей св. икон, то вдова ночью взяла икону Богоматери и пошла с нею на берег моря. Там, помолившись Ей со слезами о спасении своем и самой иконы, опустила ее в волны. К душевному утешению благочестивой вдовы, икона та не пала на воду, как обыкновенная доска, а стала прямо и понеслась по волнам. После такого чудесного отплытия св. иконы сын вдовы укрылся от гонителей в Солунь, а в последствии времени поступил на Афонскую гору в монастырь и там, рассказав братии о св. иконе, вверженной в море, после многолетних иноческих подвигов скончался. Повествование же его о св. иконе Богоматери в течение почти двух веков хранилось между обитателями Афонской горы в предании. Наконец, в одно время иноки Иверской обители на Афонской горе увидели на море огненный столб, касавшийся своею вершиною неба. Это явление обратило на себя внимание всех. После неоднократных наблюдений увидели, что огненный столб стоит над иконою Божией Матери. Иноки хотели приблизиться и взять чудотворный образ, но их усилия были напрасны: чем более, по-видимому, они приближались к ней, тем далее она отплывала в море. В это время благочестивому старцу Иверской обители на Афоне Гавриилу в сонном видении явилась Пресвятая Богородица и сказала: "Возвести настоятелю и братии, что я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, потом войди в море и ступай с верою по волнам за иконою". Сказав об этом видении наутро настоятелю и братии, старец Гавриил, сопровождаемый монахами обители с молебным пением, пошел на берег моря и, шествуя по воде как посуху, сподобился принять в свои руки образ Богоматери. Братия Иверской обители, встретивши икону со слезами радости и умиления, три дня и три ночи неусыпно молилась пред нею с молебным пением, а затем поставила ее в соборную церковь в алтарь. Когда подлинный список с Иверской иконы Божией Матери был прислан в Москву, то с иконы тогда же сняты точные списки для царя, царевен, патриарха и некоторых бояр. Необходимо заметить, что икона была прислана для предполагавшегося к постройке на Валдайском озере монастыря во имя чудотворной иконы Иверской Божией Матери. В 1652 году монастырь был устроен, и в нем также находится список с помянутой иконы. Сто сорок три года св. икона Иверской Божией Матери находилась в устроенной для нее часовне у Воскресенских ворот, но в 1812 году св. икона была вывезена из Москвы. Перед самым вступлением неприятелей в Москву святыня эта, около полуночи, взята была из часовни и вместе с чудотворною иконою Владимирской Божией Матери вывезена викарием московской митрополии Августином, сперва во Владимир, потом в Муром. Оттуда, вскоре по выходе неприятелей из Москвы, св. икона снова возвращена была древней столице и 10 ноября того же года ее перенесли с крестным ходом на прежнее место. Св. икона эта, как уже сказано, есть точный список с Иверской на Афоне по своей величине и рисунку. На правой ее ланите изображена язва, нанесенная лику одним варваром: она источала кровь. На полях иконы на греческом языке начертано: "Вратарница Иверская, милостивая". Золотая риза на иконе сделана при императрице Елизавете Петровне в 1758 году от вклада доброхотных дателей художником Василием Кункиным. Вместо этого золотого оклада в 1790 году по содействию и благословению московского митрополита Платона устроена богатейшая золотая риза с венцами весом 27 фунтов 59'/2 золотника. Кроме того, этот чудотворный образ украшен жемчугом и драгоценными камнями, которые от приношения усердствующих умножаются с каждым годом. Пред иконою теплится множество золотых и серебряных лампад. Комментарий И.К. Кондратьева в 1893 году: не всегда, однако ж, икона находится в часовне: по приглашению желающих икона почти весь день развозится в карете по домам. Икону заменяет подлинный с нее список. Чудеса, которыми прославилась икона, внесены в рукописную книгу, хранящуюся при часовне. По сторонам иконы находятся образа Спасителя, Николая Чудотворца и других. В память явления этой св. иконы празднество совершается во вторник на Святой неделе и 12 февраля. В настоящее время в часовне - архитектуры самой простой, незатейливой, могущей вместить не более 50 человек, - почти беспрерывно служат молебны. Редкий проходящий в город не зайдет в часовню для поклонения св. иконе. Отправляется ли кто в дорогу, приезжает ли в Москву, приступает ли кто к важному делу - всякий считает священною обязанностью просить благословения у Заступницы рода христианского. В скорби, в беде каждый москвич молит о Ее заступничестве, в радости он спешит благодарить Заступницу. Все болящие, терпящие разные неправды и напасти призывают святыню в свои дома для молитвословия, для освящения жилищ своих и для врачевания недугов. На общественные молебствия в торговых рядах, улицах, площадях и проч. икона Иверской Божией Матери постоянно поднимается вместе с другими чтимыми в Москве иконами. В память изгнания неприятеля из Москвы в 1812 году 13 октября ежегодно совершается крестный ход: шествие отправляется из Кремля к Иверской часовне, берет оттуда святой образ, который и обносится вокруг кремлевских стен. Таким образом, Воскресенские ворота, прославленные присутствием святой иконы Иверской Божией Матери, сделались отрадным перепутьем для всех верующих. Но ворота были ознаменованы и другими замечательными событиями. Когда Петр Великий по окончании славной шведской войны целый месяц праздновал в 1721 году Ништадтский мир, то через Воскресенские ворота происходил торжественный выезд царя. Триумфальное шествие это состояло из целой флотилии, устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек, при звуке музыки, с которыми сливались радостные восклицания народа. У ворот царь-победитель был встречен духовенством, Сенатом и генералитетом. Тут же в честь него говорились речи и юноши в белых одеждах пели песни и кантаты. В этих же воротах, убранных наподобие триумфальных, встречали знатнейшее духовенство и Сенат юного императора Петра II, императриц Анну, Елизавету и Екатерину II, прибывших из новой столицы в древнюю для восприятия св. миропомазания на царство. С тех пор наши императоры, шествуя в древнюю столицу для коронования, останавливаются у часовни и с благоговением прикладываются к чудотворной иконе. В 1775 году в Москву прибыла торжествующая Екатерина II праздновать мир, заключенный весьма выгодно для России с Турцией. К торжественному шествию императрицы Воскресенские ворота были украшены символическими изображениями в духе и вкусе того времени. В этих изображениях олицетворялись великие и знаменитые события царствования Екатерины.
К коронации императоров Павла I и Александра I знаменитый декоратор прошлого столетия Гонзаго великолепно украшал Воскресенские ворота живописными картинами, пилястрами и аллегорическими фигурами.

Эти ворота были свидетелями и своего рода карательного правосудия.
Однажды Петр Великий ехал ночью в крытых пошевнях мимо Воскресенских ворот. Тут он встретил боярский рыдван в шесть лошадей, который опрокинул розвальни соборного диакона. Вместо того чтобы подать помощь диакону и пособить ему поднять розвальни, боярская прислуга стала бить диакона кнутом.
Государь вступился за обиженного.
Слуги боярские не узнали царя.
- Что там еще за черт едет в коробе? - закричали они.
- Не ровен черт в коробе едет! - ответил великий государь, и тотчас же приказал своему денщику поднять опрокинутого диакона, а боярского кучера и форейтора отколотить палкою. На другой день поутру государь послал денщика к боярину со строгим выговором за потворство холопам и с приказанием еще наказать виновных.

У этих же ворот в здании Присутственных мест, на левой стороне со въезда от часовни, где был прежде выход из знаменитой "ямы" с железною дверью и решеткой, в течение двух месяцев в 1775 году был заключен и самозванец Пугачев, скованный по рукам и ногам. Толпы народа сходились к Воскресенским воротам смотреть этого злодея, ужасного и в оковах, так что если он ими потрясал, то женщины, упрекавшие его за убийство кровных своих, падали в обморок. Отсюда же злодей повезен был на Болото для казни ("Болотная площадь").Так в течение более чем двух столетий Воскресенские ворота были безмолвными свидетелями благочестия и правосудия и народной любви к государям и отечеству. Хотя им и суждено было разделять печальную участь древней столицы в пожар 1737 года и в нашествие врагов в 1812 году, но они вскоре возобновлялись, и мерзость временного запустения не нарушила их священного значения. В заключение описания Воскресенских ворот сообщим, при каких условиях совершалась постройка Иверской часовни.
До коронации императрицы Елизаветы Петровны (короновалась 25 апреля 1742 года) Иверская часовня имела вид деревянного чулана. По случаю украшения Воскресенских ворот для вшествия государыни в Москву Иверская часовня, почти полуразвалившаяся, была сломана и икона Божией Матери оставалась здесь на открытом месте.
В 1745 году, 23 октября, игумен Перервинского монастыря Виктор с братиею просили Консисторию "для охранения иконы от дождя и снега, дозволить вместо бывшего деревянного чулана, устроить каменный приделок".
Консистория определила, что "у показанных Воскресенских ворот перед образом Иверские Пресвятые Богородицы, для охранения, дабы от снега тому образу повреждения не было, вместо бывшего деревянного каменный приделок построить надлежит.
Понеже:
1) оный и разобрать велено было на время; а чтобы впредь ему не быть, того не показано, и
2) место то, в котором оный св. образ имеется, весьма не пространно, а без того приделка конечное от мокроты св. образу повреждение быть может; да и
3) богомольцам, в котором числе для моления и подъема того св. образа в дома христолюбивых жителей много есть знатных особ, во время ненастных дней приставать негде;
4) точию б оный приделок строить поведено было самым добрым мастерством, под присмотром архитектора. Из чего может тем Воскресенским воротам прибыть красота".
Определение Консистории утверждено Московскою Святейшего Синода конторою и сообщено о дозволении построения вновь Иверской часовни в полицеймейстерскую канцелярию.
К постройке часовни приступили весной 1746 года.
В 1929 году часовня была уничтожена и в 1994 - 1996 отстроена и освящена заново.
В 1931 году Воскресенские ворота были снесены и в 1994 - 1995 отстроены заново.