Перейти на главную страницу сайта ourmos.ru

Церкви Белого города

Св. Николая Чудотворца, что в Столпах, и при ней памятник боярину Матвееву.
Каменная церковь Николая в Столпах сооружена в царствование Михаила Фёдоровича. Впоследствии церковь была надстроена и была приходской церковью знаменитого боярина Артамона Сергеевича Матвеева, имевшего здесь свой дом. Это ветхий деревянный дом, в котором каждый бедняк находил помощь и радушный приём. Видя малое радение боярина о своём доме, царь Алексей Михайлович хотел сам выстроить ему каменные хоромы, но Матвеев, любя царя, предупредил его и начал постройку. Уже свезены были материалы и готовы работники, но оказалось, что недостаёт камня на фундаменте, и во всей Москве этого камня нельзя было найти. Когда стрельцы и московские жители узнали об этом, то переговорили между собой, и на другой день явились у него на дворе возы с камнем.
- Мы слышали, сказали они боярину, — что ты нуждаешься в камне под дом: мы тебе привезли и кланяемся им усердно.
Боярин благодарил людей за усердие, но принять подарок не согласился, а хотел заплатить за него.
- Я богаче вас, — сказал он. — Положите цену.
Привезшие камень единодушно ответили на это:
— Нет, боярин, мы взяли камни эти с могил отцов наших, и цены им нет; а тебе, благодетелю нашему, кланяемся этими камнями за любовь.
Изумлённый таким великодушием Матвеев поехал к царю и рассказал ему это.
Царь ответил:
— Прими, друг, этот подарок от народа: видно, они крепко любят тебя, если обнажили для тебя могилы родительские. Такого подарка и я бы желал себе от народа.
(Дом этот потом принадлежал князьям Мещёрским).

Верный друг царя Алексея Михайловича Матвеев занимал важное место при дворе и был любим народом за правду и доброту свою. Он принял в дом небогатую дворянку Наталью Кирилловну Нарышкину, отец которой Кирилл Полуэктович служил тогда под начальством Матвеева. В то время проводились царские осмотры так: не более как в шести палатах наверху, во дворце, ложились на постелях по нескольку девиц, подле каждой стояли ближние её родственницы. Девицы раскидавшись на мягких пуховиках, спали, т. е. притворялись спящими. Царь обходил неспешно, любуясь на красавиц. Доктора свидетельствовали, нет ли тайной скорби (болезни). Затем, по окончании осмотров, царь объявлял избранницу, её нарекали царевной и великой княжной и переменяли имя. При этом происков была масса. С 28 ноября 1669 года по 17 апреля 1670 года девятнадцать раз обходил по ночам верховые опочивальни Тишайший царь и выбирал из среды спавших красавиц, которая была покрасивей и ему, великому государю, приглядней. Среди девушек находилась и Наталья Нарышкина, представленная, как и все другие, на осмотр в опочивальнях, но без всякого исключения в отношении к другим девушкам, привезённым из других городов. Были привезены на царское смотрение и девицы из Вознесенского монастыря.
От брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной родился сын Пётр Великий. Наталья была характера бойкого и весёлого. Царь прожил с ней только пять лет: в 1676 году он скончался. При вступлении на престол юного царя Фёдора по проискам врагов своих Нарышкиным была объявлена опала, а Матвеев был сослан в отдалённый город Пустозёрск. Потом он был возвращён из ссылки и приехал в Москву, когда царя Фёдора уже не было в живых. Через три дня после приезда, 15 мая 1682 года, он за верность к престолу и за любовь к отечеству сделался в Кремле жертвой неистовых стрельцов. Тело его было изрублено в куски. Тела убитых в этот первый день бунта долго лежали на площади. Стрельцы объявили наконец, что желающие могут брать их для погребения... Тогда явился верный арап Матвеева (крещёный) по имени Иван, собрал в простыню изуродованные останки своего господина и снёс их в приходскую церковь Матвеева Св. Николая на Столпах, где останки были отпеты и погребены. За подвиг свой арап Иван просил одной только милости: быть по смерти погребённым подле своего боярина. Просьба его была исполнена.
При этой же церкви погребались издревле и Милославские — враги Нарышкиных. Одним из последних в 1685 году был погребён здесь злейший враг Матвеева Иван Михайлович Милославский, но позднее, во время казни стрельцов, полусгнившее тело его как главного соучастника в метяжах было вынуто из могилы, в сопровождении палача на запряжённой свиньями тележке отвезено в Преображенское и там рассечено на части.

Архитектура церкви Св. Николая на Столпах несколько тяжеловата, но правильна. Над нижней церковью сделана кругом крытая галерея, которой кровля поддерживается старинной формы, наподобие кувшинов, каменными частыми столбами. Внизу храм во имя св. Николая Чудотворца, вверху — во имя Рождества Богородицы.

Название "в Столпах" церковь получила, вероятно, от сторожевого столпа, какие ставились на высоких местах Москвы во время владычества татар для наблюдений за приближением неприятеля. Может быть, это название произошло и от иконы Св. Николая, перенесённой сюда новгородцами при царе Иоанне IV Васильевиче из монастыря Св. Николая на Столпе. Существет так же версия, что церковь "в Столпах" называется потому, что при доме Матвеева находился столп с ящиком, куда опускались прошения, которые Матвеев передавал государю.

Гребенской, или Гребневской, Божией Матери.
Первоначально церковь была построена деревянною в 1472 году во имя Успения Богородицы великим князем Иоанном III. Каменная церковь была построена царём Иоанном IV Васильевичем после возвращения из новгородского похода. Церковь древней архитектуры и мала. В трапезной храма погребён первый русский математик и сочинитель арифметики с арабскими цифрами Леонтий Филиппович Магницкий, любимец Петра Великого. Тут же в 1850 году перестройке найден надгробный камень известного профессора Тредиаковского. При входе в храм есть две надписи с царскими орлами, гласящие, по какому случаю храм воздвигнут и возобновлён. Возобновление свершилось в 1711 году.

 

 

Иоанна Предтечи на Малой Лубянке.
Первоначально церковь была построена в 1337 году при князе Иоанне Даниловиче Калите. Вновь построена церковь была в 1689 году.

 

 

 

 

Всех Святых на Кулишках.
Церковь построена великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским для поминовения православных воинов, убиенных в Куликовской битве.