Перейти на главную страницу сайта ourmos.ru

Монастыри Белого города

Высокопетровский - сначала Иваном Даниловичем Калитой здесь была построена церковь, а в 1380 году Дмитрий Иоаннович Донской основал Петровский монастырь. Первым игуменом монастыря стал Иоанн. В 1505 году монастырь был полностью перестроен и назван в честь св. Петра митрополита, Петровским на Высоком. В 1690 году вступивший на престол Пётр I, приказал возобновить храм во имя св. Петра митрополита. Над гробами убиенных в стрелецкий бунт родных дядей его Ивана и Афанасия Кирилловичей Нарышкиных, Пётр приказал соорудить новый храм. Третий храм Пётр приказал соорудить во имя прп. Сергия Радонежского. Тогда же была сооружена колокольня с кельями и монастырь был ограждён стенами. Нарышкины погребены в храме Боголюбской Богоматери. До нашествия французов на Москву все памятники Нарышкиных были покрыты красным сукном, но с приходом французов сукно было похищено. В 1812 году французы, думая найти сокровища в гробах, разломали памятники и осмотрели могилы. Надписи на некоторых памятниках были тоже истреблены французами.

 

Златоустовский - главная церковь монастыря, во имя Иоанна Златоуста, основана в 1479 году великим князем Иоанном III Васильевичем в честь его ангела 11 июля. Находился в Большом Златоустинском (переулок назван с искажением, XVIII век) переулке. Здесь же находилась Златоустовская монастырская слободка. Монастырь уничтожен в 1933 году. В Малом Златоустинком переулке (XVIII век) сохранились кельи 1862 года уничтоженного Златоустовского монастыря (дом 5) - [55.759047, 37.63412].

 

 

В монастыре были погребены:

Златоустовский (официально Златоустинский) монастырь находился в Златоустовском переулке, между Маросейкой и Мясницкой.

Рождественский - монастырь основан в 1386 году супругою князя Андрея Серпуховского, сына Калиты, княгинею Марьею Кейстутовною, матерью знаменитого князя Владимира Андреевича Храброго (Донского). В древности монастырь назывался Богородицким на Трубе, или "у Трубы".

В 1523 году в монастыре совершается бракоразводное дело великого князя Василия Иоанновича (отца Иоанна Васильевича Грозного). Поскольку великая княгиня Соломония после двадцатилетнего супружества не принесла государю наследника, она была отвергнута. Греческая патриархия была против развода государя: "Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твоё наполнится ужаса и печали, кровь польётся рекою, падут головы вельмож, грады запылают". Московский же митрополит Даниил воскликнул "Мы обойдёмся без их благословения!". Чтобы обойти закон и обмануть совесть, предложили Соломонии добровольно отказаться от мира; та заупрямилась. Тогда решили прибегнуть к насилию. Несчастную вывели из дворца и постригли в Рождественском монастыре. Обряд принятия ангельского чина сопровождался резкими приёмами: "А постриг её на Москве ук Рождества Пречистые за Пушечными избами в девиче монастыре Никольской игумен Старого Давид". После пострига великий князь послал Соломонию "в Суздаль к Покрову в девичь монастырь" [56.429444, 40.436667]. Соломония прожила в Покровском монастыре под именем Софья до 18 декабря 1542 года, где и была погребена.
Пушечные избы - места, где хранился заготовительный материал для литья пушек, занимал угол нынешнего Большого и Малого Кисельных переулков [55.764754, 37.626732]. У монастырской стены, выходящей на Рождественский бульвар, в 1812 году французами было расстреляно много московских обывателей, подозреваемых в поджогах. Кисельные переулки получили своё название от имевших здесь свои дворы кисельников.

Сретенский - монастырь основан в 1397 году на месте Кучкого поля (ныне ул. Сретенка), на котором в старину производились казни преступников. Первая церковь (деревянная) на этом месте была построена в 1378 году (во имя Марии Египетской).
В 1395 году на Москву ополчился Тамерлан (среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Полководец, основатель империи Тимуридов (1370 год) со столицей в Самарканде). Великий князь московский и владимирский (с 1389 года) Василий I Дмитриевич (30 декабря 1371 — 27 февраля 1425, старший сын Дмитрия Ивановича Донского) пошёл навстречу врагу, оставя дядю своего Владимира Андреевича Храброго для защиты Москвы. Но вера и молитва оказались всем единственным спасением. Жители Москвы наложили на себя строгий пост и усердно молились в церквях, которые были открыты с утра до глубокой ночи. В это же время на Кучково поле из г. Владимира была привезена чрезвычайно чтимая в народе икона Владимирской Божией Матери. Эта весть обрадовала и ободрила жителей Москвы. Все падали на землю пред св. иконою и долго со слезами молились пред ней, восклицая: "Мати Божия, спаси землю Русскую!". Потом икону перенесли в Успенский собор. Вслед за этим пришло известие, что Тамерлан, простояв две недели на одном месте, вдруг повернул на юг и вышел из русских пределов. В летописях рассказывается, что Тамерлан дремал в своём шатре в тот час, когда икона была встречена жителями Москвы на Кучковом поле. Он увидел сон: высокую гору и с её вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами; над ними в лучезарном сиянии явилась Жена благолепия и величия неописанного, окружённая тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на него. Он затрепетал, проснулся и, созвав своих приближённых, спросил их о значении сна. Величественная Жена, отвечали некоторые из них, есть Богоматерь, Защитница христиан. "Итак, мы не одолеем их", - сказал Тамерлан и велел полкам своим идти обратно.
Великий князь Василий Дмитриевич, возвратившись в Москву, соорудил в памать об этом событии каменную церковь Владимирской Божией Матери на Кучковом поле, а при ней монастырь, который получил название Сретенского [55.765556, 37.630278]. В монастыре погребены многие из фамилий князей Прозоровских, дворян Кариных, Марковых, Милютиных, Голохвастовых, Бахметевых, Карамышевых и многих других.

Никитский - основанный в 1582 году женский монастырь, просуществовал до 1929 года и в 1930-х годах был полностью уничтожен в связи со строительством Никитской электроподстанции метро (улица Большая Никитская, 7/10). Позже 1534 года на месте будущего монастыря была построена церковь великомученика Никиты Готского у Ямского двора с Введенским приделом. Храм был двухстолпный. При этой церкви боярином Никитой Романовым (дедом царя Михаила Фёдоровича) и был основан Никитский монастырь. Никитская (бывш. Царицынская) улица получила своё название от монастыря на ней находившегося. В монастыре находились три церкви (вмч. Никиты, Воскресения Христова, Введения во Храм Пресвятой Богоородицы) два придела (Св. Николая Чудотворца и вмч. Дмитрия Солунского). Монастырь управлялся игуменью.

 

В монастрыре были погребены:

Страстной - монастырь был основан в 1654 году царём Алексеем Михайловичем. В 1649 году по воле царя в Москву принесли из вотчины князя Бориса Лыкова, называемой Палицы (Нижегородской губернии) чудотворную икону Страстной Богородицы. По этому случаю царь Алексей Михайлович устроил здесь храм и обитель. С годами обитель пришла в ветхость и в 1779 году государыня императрица Екатерина II указала её возобновить, что и было исполнено. В память принесения иконы Страстной Божией Матери в Москву, совершившегося 13 августа, установлено праздновать этот день. Празднество этой иконе совершается в шестое воскресенье по Пасхе. В старину в этот день около монастыря было особое гуляние, на которое всегда собиралось множество народа. На месте разрушенного Страстного монастыря сейчас стоит памятник А. С. Пушкину, ранее находившийся на противоположной стороне Страстной площади, ныне Пушкинской площади.

 

Ивановский - время основания монастыря достоверно неизвестно, так как называются разные даты - середина XV века, начало XVI века. Первое упоминание о монастыре относится к 1604 году. В описи этого монастыря 1763 года сказано: "А когда оный монастырь построен, при котором государе, и по какой государской грамоте, и в каком году, о том в означенном монастыре точного известия нет" (опись Петра Свиньина). Преданием основание этой обители приписывается или великому князю Иоанну III, или матери Иоанна Васильевича Грозного великой княгине Елене Глинской (1533-1545), которая будто бы основанием обители желала ознаменовать день именин своего сына.
Монастырь (женский) служил местом заточения женщин царского рода. 30 мая 1737 года от грошовой свечи пожар истребил в монастыре кельи и кровли на церквях. Затем пожар повторился в 1748 году, а в 1761 году монастырь был возобновлён императрицею Елизаветой Петровной, которая предназначала его для призрения вдов и сирот заслуженных людей. В 1861 - 1878 годах он был заново отстроен в духе итальянского зодчества. После пожара 1812 года монастырь был упразднён и возобновлён только в 1859 году. В 1918 году монастырь был закрыт. Богослужения возобновились в 1990-х годах.

В монастыре были погребены:

В Ивановском монастыре в заключении скончалась в 1620 году вторая супруга царевича Иоанна Иоанновича царица Прасковья Михайловна, из рода Соловых. Сюда же в 1786 году была прислана по секретному повелению императрицы Екатерины II неизвестная женщина знатного происхождения, которая в монашестве наречена была Досифеею и пробыла в монастыре в безмолвии и в подвигах благочестия 25 лет. Погребена же Досифея в Новоспаском монастыре, в усыпальнице Романовых. Полагают, что Досифея была не кто иная, как княжна Тараканова.

Одновременно с Досифеей в Ивановском монастыре под крепким караулом содержалась в течение тридцати лет Дарья Николаевна Салтыкова, известная под именем Салтычихи и людоедки. Вначале Салтычиха была заключена в склепе под соборною церковью, а потом в застенке, пристроенном к горней стене храма. Она умерла в возрасте 68 лет и погребена в Донском монастыре, где погребались её родственники.