Перейти на главную страницу сайта ourmos.ru

Церкви города

Успенский собор

Особое место среди московских храмов занимает кремлевский Успенский собор. Первоначально здесь стояла деревянная церковь Успения, неизвестно когда построенная. В 1327 году, при Иване Калите, ее заменили каменной, которая вскоре стала кафедральной (митрополит Феогност перенес сюда свою митрополичью кафедру из Владимира). Еще через 145 лет ее разобрали, и русские мастера начали здесь сооружение громадного собора. Недостроенный собор рухнул. И тогда в 1475 году пригласили из Милана архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти. За 4 года воздвигли собор по образцу Успенского во Владимире. Но это сходство больше внешнее. Наружные формы - древнерусского храма, а внутреннее пространство решено совсем иначе - по ренессансному принципу (единого зала).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стены собора сложены из кирпича, облицованы белым камнем, внутри укреплены железными связями. На эти стены и 6 внутренних столбов опираются пять мощных глав, сдвинутых к восточной стороне. Разделенные лопатками на равные части, стены вверху завершаются полукружиями закомар. Плоскость стен посередине по горизонтали делится аркатурно-колончатым поясом. Сильно выступающие угловые лопатки восточной стены скрывают апсиды собора. Окна нижнего яруса спрятаны в киотцах аркатурного пояса. Все это придает силуэту собора цельность. Крыльцо западного фасада украшено двойной аркой и "висячей гирькой" - новый мотив, который впоследствии будет использоваться зодчими многократно.

В 1550 году, после пожара, Успенский собор был покрыт медной кровлей. В XVII веке, при царе Михаиле Федоровиче, по всей видимости, переделывались своды собора и могла быть изменена форма глав.
Собор внутри представляет собой огромный зал с невысокой алтарной стеной. Множество узких окон в стенах и барабанах куполов наполняют его светом.
В 1514 году собор изнутри был украшен стенными росписями. В 1642 году его расписали заново. В XVIII и XIX веках стенопись неоднократно возобновлялась.
Успенский собор - главный храм Московского государства - стал образцом, которому подражали строители во многих городах и монастырях России до конца XVII века.


 

 

 

 

 

 






Колокольня "Иоанн Великий"

История ансамбля колокольни Ивана Великого такова. В 1329 году Иван Калита построил каменную колокольню-церковь в честь рождения сына, будущего царя Ивана II, церковь получила имя Ивана Лествичника. К началу XVI века она обветшала, ее разобрали и в 1505-1508 годах итальянский мастер Бон Фрязин выстроил двухъярусную восьмигранную колокольню с куполом наверху. В первом ярусе колокольни была церковь Ивана Лествичника. Колокольня, вероятно, служила и дозорной вышкой. Фундамент, цоколь, карнизы и украшения сделаны из белого камня, стены и своды - кирпичные. Внутри стен для прочности заложены железные связи.

Рядом с колокольней итальянский зодчий Петрок Малый в 1532 году начал строить четырехярусное здание церкви со звонницей наверху. Закончили постройку русские мастера в 1552 году. Церковь была названа Рождественской. Вверху здания находилась открытая звонница, и в центре возвышался барабан с небольшим куполом. Все строение лишь немного уступало по высоте колокольне Ивана Великого.














 

 

 

 

 


В 1599-1600 годах по приказу Бориса Годунова столп колокольни Ивана Великого был надстроен третьим ярусом, о чем сделана надпись в верхней части барабана купола золотыми буквами на синем фоне: "Изволением святые Троицы, повелением великого господаря, царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца, и сына его благоверного великого господаря царевича и великого князя Федора Борисовича всея Руси, сии храм свершен и позлащен во второе лето господарства их 108 (1600)".

Лжедмитрий приказал уничтожить эту надпись. При Петре I надпись была восстановлена.

В 1624 году по заказу патриарха Филарета к Петроковской звоннице с севера приделали пятиярусную пристройку с колоколами в пятом ярусе и восьмигранным шатром наверху. В 1812 году Петроковская звонница и Филаретовская пристройка были взорваны французами, а в 1814-1815 годах восстановлены архитектором И. Жилярди в стиле классицизма.

Верхоспасский собор
(Слева Грановитая палата, справа купол церкви Ризположения)

Собор 12 апостолов и примыкающий к нему слева Патриарший дворец



Церковь Ризположения

В 1449 году Собор русских святителей впервые самостоятельно, без константинопольского патриарха поставил митрополитом всея Руси рязанского епископа Иону. В день христианского праздника Положения ризы Богородицы 2 июля 1450 года Иона заложил на своем митрополичьем дворе, у западной стены Успенского собора, церковь Ризположения. Вероятно, строительством этого храма была отмечена независимость русской православной церкви, ставшей во главе восточного славянства.

В 1484-1486 годах церковь Ризположения, разрушенная пожаром, была восстановлена псковскими мастерами. Ее сложили из кирпича, украсили белокаменными деталями. Своды опираются на 4 внутренних квадратных столба. Световой барабан купола - на восьмигранном постаменте. Наружные стены разделены лопатками на три неравные части: средняя - шире боковых, поэтому и высота средних закомар больше. Форма закомар, характерная для московских храмов - килевидная. Стены украшены поясом из балясинок и растительного орнамента, выполненного из обожженной глины - терракоты. На барабане главы тоже украшения - валики и пояски киотцев, поребрика, бегунца. Та роспись стен, которая сохранилась до наших дней, была выполнена в 1644 году. Последние реставрации, проведенные в 1918-1920,1929-1930 и 1946-1960 годах, возвратили церкви Ризположения ее первоначальный вид.

 

 

 

 

 


Благовещенский собор

Благовещенский собор - домовый храм великого князя - строился одновременно с церковью Ризположения - домовым храмом митрополита. Работы вела одна и та же артель псковских строителей. Белокаменный подклет прежней церкви расширили и укрепили белым камнем и кирпичной кладкой. На нем возвели квадратный в плане с тремя апсидами собор, увенчанный тремя световыми главами - центральной и двумя восточными. Собор с трех сторон был окружен крытой галереей - "гульбищем" - со сходом на Соборную площадь. Стены разделены вертикальными лопатками и завершаются килевидными закомарами, а по горизонтали украшены аркатурным поясом на колонках. Такой же поясок проходит по полукружиям апсид и вокруг барабанов глав. Основание барабана центральной главы окружено еще и кокошниками - ложными килевидными закомарами. По верху барабанов проложены пояса полукруглых впадин (киотцев), поребрика и бегунца, типичных для псковских храмов.

В 1562-1564 годах на сводах галереи по углам были сооружены 4 придела с луковичными главками, тогда же поставили и 2 "глухие" главы над сводами собора. Главы и крышу собора покрыли медью и позолотили. В соборе яшмовый пол редкой красоты, он перенесен сюда в середине XVI века из собора Ростова Великого. Иконостас - древнейший из многоярусных. Сохранились даже первоначальные иконы начала XV века и иконы, написанные мастерами XVI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельский собор



Церковь Михаила Архангела, построенная еще при Иване Калите, в память избавления от великого голода 1332 года, за 172 года стояния обветшала, а поэтому в 1505- 1509 годах на ее месте итальянский зодчий Алевиз Новый выстроил Архангельский собор. Он стал некрополем московских великих князей и царей.

В основе строения традиционная крестово-купольная система с шестью почти квадратными пилонами, опорами, несущими крестовые и цилиндрические своды, но снаружи храм получил модный ренессансный наряд. Закомары отделены от плоскости стен венчающим карнизом, и таким образом превращены в декоративные кокошники, тимпаны кокошников украшены венецианскими раковинами. Лопатки превращены в пилястры с легкими капителями. Подчеркнутое главенство вертикальных линий придает зданию стройность.

Галерея, окружавшая собор с трех сторон, была разобрана в XVIII веке. С южной стороны в 1 773 году поставили контрфорсы, потому что там появились трещины из-за осадки здания. Осадка началась при подготовке строительства Большого дворца при Екатерине II.

К собору были пристроены у северной апсиды - Покровский придел, у южной - Иоанна Предтечи.

В Архангельском соборе под плитами пола 46 гробниц (в некоторых из них по 2-3 захоронения). В соборе похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III. Последним там был похоронен Иван Алексеевич - брат Петра I.

Китайский сорок

ЦЕРКВИ КРЕМЛЯ:

1. Спаса на Бору собор.
2. Рождества Богородицы на Сенях.
З. Успенский собор.
4. Ризположения.
5. Благовещенский собор.
6. Чуда Михаила Архангела.
7. Архангельский собор.
8. Ансамбль колокольни Ивана Великого.
9. Рождества Иоанна Предтечи.
10. Вознесенского монастыря собор.
11. Михаила Малеина.
12 Двенадцати апостолов.
13. Верхоспасский собор.
14. Алексея митрополита.
15. Константина и Елены.
16. Благовещения на Житном дворе.
17. Екатерины великомученицы.

 

Фотографии церквей Московского Кремля:


Церковь Двунадесяти Апостолов в бывшем Патриаршем доме, синодального ведомства.
При ней церковь Апостола Филиппа. - Построена в 1656 г.



Церковь Благовещения Пресв. Богородицы, что на Житном дворе, ружная, с приделом Иоанна Мил.
Построена в 1731 г. - Китайский сорок.



Церковь царя Константина и матери его Елены, ружная, с приделом Николая Чуд.
Упоминается в 1470 г. - Китайский сорок.

Мы никогда уже не увидим в Кремле строений Чудова и Вознесенского монастырей, церквей Константина и Елены, Спаса на Бору, Благовещения на Житном дворе. Они исчезли навсегда.