Перейти на главную страницу сайта ourmos.ru

Церкви и соборы Китай-города

1. Зачатия Анны.
2. Покрова, что на Рву.
3. Косьмы и Дамиана в Старых Панах.
4. Троицы в Никитниках.
5. Казанский собор.
6. Покрова Богородицы (Георгия) на Псковской горе.
7. Максима Блаженного.
8. Ильи Пророка на Новгородском подворье.
9. Знаменского монастыря собор.
10. Николы Большой крест.
11. Успения Богоматери на Чижевском подворье.
12. Владимирской Богоматери.
13. Богоявленского монастыря собор.
14. Никольско-греческого монастыря собор.
15. Вознесения Господня (Ипатия Гангрского).
16. Варвары.
17. Николы Мокрого.
18. Рождества Иоанна Предтечи (Климента Папы римского).
19. Николы у Москворецких ворот.
20. Троицы в Старых полях.
21. Иоанна Богослова, что под Вязом.
22. Николы Красный звон.

Множеством церквей и их необычайной красотой - вот чем в былые годы, прежде всего, поражала Москва приезжих гостей. Соборы, монастырские церкви, приходские церкви, домовые, часовни - сколько их было? Принято говорить - "сорок сороков". Что это означает? Мы расскажем об этом на примере одного из "сороков". Речь пойдет о Китайском сороке, о церквах, которые были расположены на территории Китай-города, о сохранившихся до наших дней и о тех, которые остались лишь в памяти.
В начале XVI века Москва, по свидетельству немецкого дипломата и путешественника 3. Герберштейна, - Китай-город довольно обширный и издали представляется еще обширнее, чем есть на самом деле потому, что в нем много незастроенных мест под садами и огородами. Еще более увеличивают Китай-город облегающие его поселки служивых людей и ремесленников. Поселки теряются среди садов, над которыми там и сям возвышаются главы множества церквей. Другой иностранец, английский посол Флетчер (конец XV) века, время царствования Федора Иоанновича пишет, что Москва изобиловала церквами, которых считалось в Кремле 35, а во всем городе более 400. Немецкий ученый, путешественник Олеарий в книге, вышедшей в 1647 году, уже пишет, возможно, несколько преувеличивая, о 1500 московских церквах и часовнях. Случилось так, что в этом городе владыку и застигла смерть. Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов. Преемник Петра Феогност уже не захотел жить во Владимире, поселился на новом митрополичьем подворье в Москве у чудотворцева гроба в новопостроенном Успенском соборе. Так Москва стала церковной столицей Руси. Митрополит Петр был канонизирован константинопольским патриархом и стал первым "московским и всея Руси чудотворцем".

Когда в 1439 году на флорентийском соборе была заключена уния католической и православной церквей, русская церковь при поддержке московских князей не примкнула к этой унии, отказалась от подчинения Константинопольскому патриарху. Так было положено начало фактической самостоятельности русской православной церкви.

Москва быстро росла, крепла, расширялась. И всюду строились церкви. Церковное общество уже составляло значительную часть населения.
С целью упорядочения и укрепления церковной организации повелением царя Ивана Васильевича в 1551 году собирается Стоглавый собор - "во исправление церковного благочиния, государственного управления и всякого земского строения". Собор постановил: "В царствующем во граде Москве достоит быта седми старостам поповским и седми соборам - по уложению царскому да к ним избирати десяцких добрых же священников и искусных. Житием непорочных". К 1594 году число московских соборов уже было увеличено до восьми.

Во главе каждого собора из числа местных священников избирался поповский староста. При каждом поповском старосте полагалось быть по 40 попов и 4 дьякона. Отсюда и пошло наименование церковных районов сороками.

К концу XVII века в Москве было шесть сороков: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. В первом сороке, в Китайском, было 136 церквей и кроме того 23, которые не числились в этом сороке (монастырские, домовые). Во втором - 210, в третьем - 176, в четвертом - 150, в пятом - 117, в шестом - 44, да придельных и домовых 87. Итого - 943 церкви. Наиболее чтимым в Москве был святой Николай или просто Никола. Ему было посвящено 128 церквей.

Деревянным сооружениям редко удается простоять свой естественный срок, чаще они гибнут в пожарах. Из 136 церквей Китайского сорока большинство из них, разумеется, были деревянными.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Митрополит Петр, переселившись в Москву, жил на своем дворе возле деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором. С тех пор эта церковь и называлась митрополичьей или кафедральной (до постройки Успенского собора). В 1461 году ее разобрали из-за ветхости и на подцерковье поставили белокаменную. В пожар 1493 года она обрушилась, в ее подвалах сгорела и казна великой княгини Софьи Фоминичны. В 1509 году архитектор Алевиз Новый выстроил здесь одноглавую кирпичную церковь с покрытием по закомарам. После пожара 1737 года она была возобновлена архитектором И. Мичуриным. Не миновал ее и пожар 1812 года. Церковь восстановили, окружили гульбищем, а с запада пристроили крыльцо со звонницей. Такой ее мог видеть Пушкин. Такой ее знал М.П.Погодин, выступивший в печати против ее сноса. Но отстоять древний памятник не удалось. В Кремле тогда был построен Большой дворец. С прогулочной площадки дворца плохо просматривался Храм Христа Спасителя - мешала церковь. По высочайшему повелению здание в одну ночь разобрали. Москвичи наутро столкнулись с уже свершившимся фактом. На Боровицкой башне, рядом с проездом была установлена доска: "Повелением благочестивейшего государя императора Николая I храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный при великом князе Василии Темном в 1461 году, временем и взрывом 1812 года подверженный разрушению, перенесен в сие здание башни над Предтеченскими, по народному преданию Боровицкими ворогами, и освящен Филаретом митрополитом московским мая 1847 г."

Уже к началу XX столетия из Китайского сорока было утрачено множество сооружений, но особенно драматичным для судеб русской архитектуры, как известно, оказалось наше время.

Среди дошедших до наших дней сокровищ - церковь Рождества Богородицы на Сенях - одна из древнейших и наиболее сохранившихся со времени постройки.
Она возведена в 1393 году в память победы на Куликовом поле вдовой Дмитрия Донского - великой княгиней Евдокией на месте деревянной церкви Воскрешения Лазаря. В 1482 году рухнувшие от пожара своды храма были восстановлены. В 1514 году Алевиз Новый переложил своды из кирпича, а над церковью выстроил другое здание Рождественской церкви. Нижнее помещение занял придел Лазаря. В 1681-1684 годах (при царе Федоре Алексеевиче) храм был кардинально перестроен: верхнюю, алевизовскую, постройку разобрали. Ф.Тихонов возвел здесь новый одноглавый храм с прямоугольным алтарем и трапезной палатой с западной стороны, а подклет - древнейшую часть - в XVII веке превратили в склад. Лазаревский придел при этом совсем убрали. Сохранился только западный портал со стеной. Видимо, это все, что осталось от первоначальной постройки. В 1838 году при строительстве Большого Кремлевского дворца восстановили придельную церковь Лазаря в древнем подклете. В XX веке (1923-1928 годы и 1949-1952 годы сохранившийся в уровне подклета памятник Кремля и Москвы был реставрирован.

Нет числа утратам церковных построек за пределами Кремля, в черте Китайгородских стен. Да и среди тех, что считаются сохранившимися, многие находятся в плачевном состоянии - обезглавленные, потерявшие свою отделку, застроенные, полуразрушенные, ждущие либо своего последнего часа, либо возрождения.