Перейти на главную страницу сайта ourmos.ru

Монастыри Китай-города

Богоявленский монастырь [55.755861, 37.623222] - основан в 1296 году на берегу реки Неглинки св. Даниилом, первым великим князем московским, сыном Александра Невского. Первоначально обитель была деревянной, а при Иоанне Калите каменная. По свидетельству домовой монастырской книги, эта обитель пользовалась особенными милостями всех великих московских князей. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, старший родной брат прп. Сергия (Радонежского), постриженник хотьковского Покровского монастыря [56.254629, 38.007182]. Во время разорения 1382 году Тохтамышем Москвы, было велено "выжечь все церкви", но Богоявленский монастырь, как гласит домовая книга 1600 года, "Божественною невидимою силою сохранён". В известный опустошительный Троицкий пожар в 1737 году в Богоявленском монастыре сгорела глава на колокольне, кровли на кельях и конюшенный двор. В пожары 1812 года Богоявленская обитель, осыпанная горящими головнями и градом искр, осталась невредимой. От разграбления, пожара и осквернения охранял её один из французских пребывавших в ней маршалов.

 

Николаевский монастырь, греческий [55.7575, 37.621944] - основан в 1556 году на Никольской улице. Царь Иоанн Васильевич Грозный по просьбе приезжавших из Палестины в Россию афонских монахов, пожаловал им в 1556 году 7 марта эту Николаевскую обитель с церковью и строениями в подворье для приезда и временного пребывания. Церковь Константина и Елены над часовнею построена в 1767 году. Келии и прочие строения монастыря существуют с первой половины 18 столетия: они построены частично князем Кантемиром, частично сербским купцом Саввою Гяуром. В монастыре погребены: Кантемир, грузинская царица Екатерина Егоровна, граф Владиславич, князь Волконский, грузинские князья Давыдовы.

 

 

Заиконоспасский монастырь [55.756389, 37.620556] - основан в 1600 году на Никольской улице царём Борисом Годуновым. Ранее монастырь назывался Старый Спас на Песках; название Заиконоспасского монастырь получил потому, что находился за Иконным рядом, который до 1682 года существовал на Никольской улице, или, как говорилось тогда, на Никольском крестце, на том самом месте, где Заиконоспасские книжные лавки. По плану Москвы 1610 года и по описи Китай-города в Москве 1629 года, Спасский монастырь за Иконным рядом имел тогда две церкви: каменную и деревянную. До середины 18 века Заиконоспасский монастырь занимал большее пространство земли, чем сейчас. С одной стороны он граничил с Николаевским греческим монастырём, а с другой, ограничивался каменною стеною Китай-города, прежде с этой стороны называвшейся Неглинною, с Воскресенскими воротами, с третьей стороны монастырь доходил до конца Никольской улицы. В Заиконоспасском монастыре с 1686 года в течение 130 лет находилась Славяно-греко-латинская академия.
Начальникам академии давались многие учёные поручения. Так, ректору в 1722 году были даны взятые в лавках на Спасском мосту писанные подозрительные тетради и так называемые волшебные тетради. Пойманных с такими тетрадями наказывали плетьми и потом отсылали к ректору на увещание. Полиция, находя волшебные записи, гадательные книги у простодушных людей, зараженных суеверием и обольщавших колдовством, отсылала их к ректору академии.
Любопытный случай рассказывается и в бумагах того же года. К ректору Гедеону из Полицмейстерской канцелярии был прислан дворовый человек князя Долгорукого Василий Данилов, который, вступив в сношение с дьяволом, украл по его наущению золотую ризу с иконы Богоматери и попался в руки правосудия, от которого, невзирая на просьбы, не был избавлен дьяволом. Ректор должен был выслушать историю его видений и по двухдневном увещании возвратить его в полицию. Присылали также к ректорам для увещания и раскольников. К лицам, требовавшим увещания, относили и таких, которые впадали в задумчивость и в душевное расстройство. В этих случаях предписывалось психическое врачевание больного. В 1744 году к ректору Порфирию был прислан студент Академии наук Яков Намеянов, впавший в «меланхолию». В бумаге предписано: «Определя его к кому из учителей, велеть разговаривать и увещевать и при том усматривать, не имеет ли он в законе Божьем какого сумнения».
Ученики в академии были всякого звания. В 1736 году в нее поступило 158 детей дворянских, между которыми были князья Оболенские, Прозоровские, Хилковы, Тюфякины, Хованские, Голицыны, Долгорукие, Мещерские и др. Среди этого общества находились подьяческие, канцелярские, дьяческие, солдатские и конюховы дети. Во главе общества учеников почти во время каждого курса находились лица, имевшие уже иерархические степени — священники, дьяконы и монашествующие.

Знаменский монастырь [55.752514, 37.62974] - основан в 1631 году - в год кончины матери царя Михаила Феодоровича инокини Марфы Ивановны. В 1668 году, когда пожар опустошил Москву, пострадал и Знаменский монастырь, о чем и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. На прошение это отозвались сильные царские родственники Милославские.