Перейти на главную страницу сайта ourmos.ru

Старинная гравюра.
Якобы Московский Кремль на старинном плане, приложенном к изданию 1576 года книги
Сигизмунда Гильберштейна "Записки о московитских делах"
. Ф. Хогенберг (1540-1590), С. Новелланус (вторая половина XVI века).
Из атласа Г.Брауна "Города земного мира" ("О знатнейших всего мира городах. Книга вторая"), Кёльн, 1575(?).
Перегравировка плана Москвы из книги С. Гильберштейна, помещённая во 2-м томе издания "Города земного мира":
De Praecipius Totius Mundi Universi Urbibus, Liber Secundus, Кёльн, 1588-1592, табл. 47


Титульный лист книги Сигизмунда Гильберштейна.
Якобы издание XVI века, но скорее всего подделка XVII века под XVI век.
Цель таких подделок - уничтожить следы Великой Империи в истории XIV-XVI веков.

Странный вид Москвы на гравюрах из книги Сигизмунда Гильберштейна.

Московский Кремль построен в конце XVI века на новом месте. Раньше тут рос лес (сосновый бор). Кремль был построен впервые при Иоанне Васильевиче IV (IV-ый российский царь, III-й московский князь) в XVI веке.
Совершенно очевидно, что Московский Кремль, изображенный на гравюрах С. Гильберштейна, абсолютно не похож на реальный Московский Кремль. Ни количество ворот и башен, ни их расположение, ни число основных Кремлёвских соборов, ни их место в Кремле, не совпадает с реальностью.
Дело в том, что очень многие издания якобы XVI века, на самом деле были напечатаны в XVII веке и датированы задним числом. На титульном листе поддельных изданий намеренно ставили более раннюю дату. При этом старые подлинники XVI века (если они вообще были) уничтожались. Книга Сигизмунда Гильберштейна тоже прошла через руки "мастеров исправления истории" XVII века.
Единственное сходство вида на гравюрах С. Гильберштейна с Москвой в том, что город изображен между слиянием двух рек. Большинство русских городов того времени было расположено именно так, - на стрелке (Ярославль, Галич, Переяславль, Курск, Псков и др.).
Во времена С. Гильберштейна Московский Кремль, скорее всего, ещё только строился, и окончательного своего вида ещё не принял. Поэтому на гравюрах С. Гильберштейна он имеет вид условно-приближенной модели будущего города. По всей вероятности С. Гильберштейн изобразил город, который планировалось построить.

Существуют ещё несколько версий (см. ниже) планов якобы Московского Кремля, которые отличаются от приведённого выше лишь незначительными деталями. Очевидно, что доски старинных гравюр могли редактироваться - с теми или иными целями. При этом более поздняя редакция вполне могла быть выдана за оригинал.