Перейти на главную страницу сайта ourmos.ru

Основание Москвы

Если вести счет векам не по письменным известиям, а по материальным памятникам, по археологическим данным, то местность современной Москвы восходит к древнейшим временам. В бронзовом веке обитатели московских поселений уже занимались скотоводством. На территории нынешних Софийской набережной и Русаковской улицы археологами были обнаружены топоры из полированного камня, наподобие бронзовых. Каменные полированные орудия, характерные для фатьяновской культуры (по названию деревни Фатьяново близ Ярославля), относятся ко второму тысячелетию до нашей эры.

В эпоху железа, начало которой датируется для этих мест приблизительно VII веком до нашей эры, на территории современной Москвы существовали так называемые дьяковские городища (по названию села Дьякова близ Москвы-реки, где поселение этого типа было впервые обнаружено). Дьяковские городища находились на сравнительно высоком уровне культуры. Место для поселения выбиралось весьма умело. Городище располагалось большей частью на мысе, вклинившемуся в реку. Избирали возвышенность, защищённую не только рекой, но обрывами и низинами. Кроме естественной защиты, городище укреплялось двойным рядом рвов и валов, а также тыном. Обитатели дьяковских городищ занимались главным образом скотоводством и охотой, но знали и мотыжное земледелие. На территории Москвы известно до десятка таких поселений: в районе Нескучного сада, Нижних Котлов, на территории храма Христа Спасителя, в районе Самотёки, на Потылихе.Ещё в XVII веке некоторые местности в Москве назывались городищами. Один из районов по берегу былой реки Неглинной (протекает в трубах под землёй под улицей Неглинная) именовался "Старое городище". Городищем назывался также большой район за Яузой.

 



По археологическим данным, а также письменным известиям, на территории современной Москвы находились древние славянские поселения русов - вятичей и кривичей. По всему московскому району обнаружены славянские курганы древнейшего происхождения. Такими курганами усеяно было пространство, охватывающее нынешние Тушино, Царицыно, Болшево, Немчиново и многие другие места Подмосковья. Древние славянские курганы обнаружены и на территории самой Москвы - в районе нынешнего Замоскворечья. На территории Москвы утвердились поселения русов. Московская область находилась как бы на стыке расселения русов (вятичей и кривичей). Вятичи жили южнее. Поселения кривичей уходили на запад и на север.

В 1732 году во время земляных работ по закладке фундамента храма Христа Спасителя в Москве, у устья ручья Черторый, были найдены две серебряные монеты. На одной из них стояла дата: 862 год. Надпись свидетельствовала о том, что монета чеканена в Средней Азии, в городе Мерве. Другая была датирована 866 годом. Это была монета города Арменга в Армении.

Вятичи и кривичи образовали основное этнографическое ядро русов. Они занимали всё Волжско-Окское междуречье, а также другие прилегающие территории. В XII веке, кроме этих славянских поселений, в Суздальской области и на её московской окраине уже жили новопоселенцы из южной Руси, Новгородской земли. По археологическим памятникам, в IX веке на месте нашего нынешнего кремля, на так называемом Кремлевском холме, расположено было славянское поселение русов.

Многие данные указывают на то, что существовавшие на территории современной Москвы древние поселения вели оживлённую торговлю по Москве-реке. Всё этому способствовало. Край обладал величайшими богатствами. Он славился соболями, горностаями, куницами, белками, лосями. В несметном количестве в лесах водилась дичь. Реки и озёра полны были рыбы. В отдалённые времена в здешних водах водились бобры. Ловля бобров, видимо, была одним из весьма важных промыслов населения. С древнейших времен на московской земле существовал бортный промысел: пушнина, мёд, воск далеко превосходили по своему изобилию потребности местного населения и стали предметами вывоза.


В районе современной Москвы существовали поселения, которые назывались "Сёла красные". Это были места хорошо заселённые, изобилующие природными богатствами. Согласно преданию, сёла эти составляли владение знатного боярина Степана Ивановича Кучки. Боярин Кучка построил свои поселения именно в этих границах: на территории, охватывавшей Боровицкий холм, район Китай-города и Зарядья. В то время территория современной Москвы именовалась Кучково (Куцково - в киевской летописи). На территории нынешнего кремля в то время шумел дремучий бор. Дом Степана Ивановича Кучки находился близ нынешних Чистых прудов. Кучковых селений было шесть: Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво. Степан Иванович Кучка был выходец из Новгорода. Из года в год росли богатства боярина Кучки. Он становился владыкой на Москве-реке. Сохранилось историческое предание об убийстве боярина Кучки князем Юрием Долгоруким. Согласно "Отечественным достопамятностям" (часть III, с.7) в 1156 году во время проезда транзитом князя Юрия Долгорукого через селения Кучки во Владимир из Киева, он предъявил надуманные претензии к боярину Кучке. Были у Кучки и своя дружина, и свои бояре. И Кучка решил: какой ему владыка князь Юрий Долгорукий, этот великокняжеский "челядин"! Но боярин Кучка плохо знал коварного князя Юрия Долгорукого. Князь Юрий Владимирович Долгорукий влюбился в жену Степана Ивановича Кучки.

 

Князь Юрий Владимирович Долгорукий отнял у боярина Кучки жену для себя, а для сына (при рождении в 1110 году нарекли древнерусским именем Китай, а в крещении Андреем) - дочь Улиту. Будучи оскорблённым непокорностью и свободолюбивостью Степана Ивановича Кучки, князь Юрий Долгорукий велел казнить Кучку, и всю родню боярина велел вывезти из Москвы во Владимир, а всё имущество боярина Кучки он причислил к своим великокняжеским владениям. История умалчивает о судьбе жены боярина Кучки. Браки князей и их сыновей уже в то время носили исключительно политический характер. Политический смысл женитьбы в 1141 году Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукова, на дочери убиенного Кучки, Улите, имел очевидную выгоду для Юрия Долгорукого: только благодаря этому браку Юрий Долгорукий мог стать владельцем Кучково и прилегающих территорий. Причины, по которым Юрий Долгорукий хотел приобрести Кучково, вполне понятны. Кучково было перекрестком важнейших торговых путей между северо-западом и югом. Так суздальский князь вероломно завладел территорией вятичей и кривичей. Юрий Долгорукий значительную часть своей жизни отдал за обладание киевским столом. После убийства князем Юрием Долгоруким боярина Степана Ивановича Кучки, Кучково было переименовано в Москов (MOSCOV), что значит "мокрая, болотистая река", но название Кучково продолжало ещё долго использоваться в разговорной речи. Князь Юрий Долгорукий переименовывал города, реки - это было в его духе. Естественно, что он дал новое название и Кучкову, взяв для этого название реки.

На территории нынешнего московского Кремля находилось поселение. Оно было расположено на Боровицком холме. Боровицкий холм являлся в той древней Москве центральной и наиболее укрепленной частью. Боровицкий холм стал "детинцем" (древнерусское название кремля) нового города. Детинец древней Руси был крепостью, административно-политическим центром города, часто официальным местопребыванием князя и его высших сановников, церковным центром, местонахождением кафедрального собора; здесь же проживала знать.
Выбор Степана Иванович Кучки Боровицкого холма в качестве центра поселения был исключительно удачен, особенно в оборонительном отношении. Этот холм представлял собой крутой высокий мыс, вклинившийся в Москву-реку при впадении в нее реки Неглинной. Возвышаясь над водой, мыс образовал обрывы. Вдоль Москвы-реки, в особенности на восток, тянулись обширные луга, получившие в старину название "Великий луг". Они доходили до реки Яузы. В сторону нынешнего Замоскворечья шла болотистая низменность. Остальную местность, примыкавшую к Боровицкому холму, за исключением территории Китай-города и Зарядья, покрывал густой, труднопроходимый бор. Болота, топи, лес, крутые обрывы - все это создавало чрезвычайно выгодное положение в оборонном отношении. Сама природа служила крепостью. От Боровицкого холма, в сторону Китай-города и Зарядья, спускалась обширная низина. Обжитые места этого района стали торгово-ремесленной частью города, приобрели выдающееся значение, став так называемым посадом новой Москвы, то есть городским районом, находящимся за пределами детинца. Москва формировалась так же, как все древние и средневековые города на Руси. Сначала возникал детинец - кремль. Затем за его стенами вырастал торгово-ремесленный посад, где жило и трудилось ремесленное и торговое население города.


 

 


Москву называли двояко: "до Кучкова, рекше до Москвы" ("до Кучкова, то есть до Москвы"). Двойное наименование - Кучково и Москва - удерживалось очень долго. В Москве долгое время было урочище Кучково поле (Куликово поле или Кулишки), простиравшееся от Лубянки до Сретенских ворот Земляного города, на большой Владимирской дороге, которая тогда шла по нынешней Сретенской улице. С основанием в 1395 году Сретенского монастыря название Кучково поле почти исчезает.

После убийства боярина Кучки Москва находилась во владении князя суздальского, т.е. наследников Юрия Долгорукого, перейдя по наследству к сыну Долгорукого Всеволоду Юрьевичу, прозванного Большое Гнездо. Владимир Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича (внук Юрия Долгорукого), первый из князей основал в Москве своё жилище, но был изгнан из неё своим родным братом Юрием Всеволодовичем. В то время Москва уже имела свое войско для защиты, но тем не менее подверглась той же участи, как и другие города русские, при нашествии Батыя с монголо-татарами в 1238 году. Москва впервые узрела врагов и впервые со всеми своими окрестными слободами была обращена в пепел. Кроме этого первого погрома на протяжении долгого времени Москва неоднократно была сжигаема и разоряема монголо-татарами: так, она была сожжена во второе нашествие Батыя и потом - братом татарского хана Дюденя, при великом князе владимирском Андрее Александровиче (старшем сыне Александра Ярославича Невского).

 


 

 

 

В 1282 году Даниил Александрович (младший сын Александра Ярославича Невского) получил в удел Москву и немедленно должен был выступить с москвичами и новгородцами на брата своего Андрея, князя городецкого. Но до боя не дошло, и в пяти верстах от города Дмитрова был заключен мир. Даниил правил в Москве 9 лет. Он впустил в свою Москву монголо-татар и видел, как она была разграблена ими. В 1296 году, присоединив к своему княжеству Переяславль-Залесский и ещё другие области, князь Даниил приготовил Москву быть столицей великого княжества. В 1300 году он учредил в Москве оборонительное войско, положил основание деревянному Кремлю и построил несколько церквей и монастырей (церковь во имя Преображения Господня под сенью дремучего бора [Спас на Бору], церковь во имя Михаила архангела [Архангельский собор] - обе церкви были деревянные, дубовые). Этот кроткий и миролюбивый князь, храбрый и разумный, был любим своим народом, и умер схимником 4 марта 1303 года (погребён по его желанию на погосте устроенной им обители; тело его, найденное там нетленным 30 августа 1652 года, положено открытыми мощами в серебряной раке внутри соборного храма Данилова монастыря. Даниил Православной церковью причислен к лику святых, празднуется 4 марта).


 

 


При своём основании, Москва заключалась лишь в одном Кремле. Затем, когда умножилось число жителей, то обыватели начали строиться около Кремля, и это их поселение именовалось Посадом, из коего в 1534 году образовался Китай-город. Но так как и вне Китай-города было уже довольно много строений, то эти строения назывались московскими слободами, или Загородьем, которые преимущественно образовывались из разных предместий и дач, жалованных боярам царями.

К царствованию Феодора Иоанновича, сына Иоанна IV Васильевича Грозного, московские слободы, или Загородье, значительно распространились. Желая оградить и эту часть Загородья от нашествия врагов, повелено было обнести её каменной стеной и валом. Работа началась в 1587 году и окончена с небольшим в два года. Она произведена русским зодчим Фёдором Конем. Стена Китай-города и Земляной вал начаты от Яузского моста вокруг Китай-города, неправильной дугой поперёк улиц: Покровки, Мясницкой, Сретенки, Петровки, Тверской, Никитской, Арбата и Пречистенки, и за этой последней улицей у бывшего Алексеевского девичьего монастыря (на этом месте теперь храм Христа Спасителя. Стена сделана по совету Бориса Годунова) стена упиралась в Москву-реку, где находились тогда громадные лесные склады.

Стена Белого города имела 28 башен и 9 ворот.
Ворота эти именовались:

Ворота стояли на границах улиц; на ночь они запирались железными затворами, и при них находились сторожа, называемые ворóтниками. Ворóтники жили у церкви Св. Пимена за Новой слободой, почему и место называлось Ворóтники.

Земляной город образовался при царе Феодоре Иоанновиче с 1591 по 1592 год. Окружая Кремль, Китай-город и Белый город, он образует неправильный круг, захватывая и часть Замоскворечья. Стена Земляного города была деревянная, в три сажени толщиной, со множеством башен, что придавало городу величавый и красивый вид. В ней все ворота были совершенно одинаковой постройки, большие и красивые, и все с трёхконечными башнями; всего их было 34, две из них были каменные: Серпуховская и Калужская. Во время смут и неурядиц междуцарствия стена эта была сожжена поляками. Царь Михаил Феодорович в 1618 году приказал её возобновить и обнести земляным валом. Воля его была исполнена, но уже не враги, а время начало разрушать стену, так что в 1783 году главнокомандующий Москвы граф Чернышёв, уничтожив стену и некоторые из ворот, возобновил один вал, который вскоре сделался любимым гуляньем для москвичей. Мало-помалу разрушился и вал, и на его месте образовалась широкая улица; не переменяя прежнего направления, выровненная после 1812 года, она в некоторых местах носит название Садовой, в некоторых Земляного вала, Валовой улицы, и продолжается Новинским, Смоленским, Зубовским бульварами. Земляной город исстари разделялся собственно на Земляной и Замоскворечье. В них помещались Стрелецкие слободы и другие, преимущественно в Замоскворечье, и находились урочища, в названиях которых выражается быт и значение Земляного города: Могильцы, Плотники, Кречетники, Трубники, Сторожи, Ворóтники, Пушкари, Грачи (у стрельцов-пушкарей "грачами" назывались куски свинца или чугуна, которыми они стреляли из пушек), Мясники, Огородники, Садовники, Кадаши, Толмачи, Басманники, Яндовы, Бронники, Бараши, Конюшки. Кроме этих слобод в Земляном городе были ещё ямские слободы: Коломенская, Дорогомиловская, Тверская, Переяславская, Рогожская. Они были населены одними ямщиками, которые обязаны были содержать почтовую гоньбу.

Post scriptum

Официальная дата основания города Москвы 1147 год.
Тем не менее, город имеет более древнюю историю. Самые древние археологические находки на территории города относят к каменному веку.
Для того, чтобы юридически точно определить дату основания города, необходим официальный государственный документ того времени. Таким документом в то далёкое время была летопись.

Официально считается, что наиболее ранней, из имеющихся сегодня, является Ипатьевская летопись (Ипатьевский список на 307 листах находился в одноимённом монастыре под Костромой). Тем не менее, согласно проведённому анализу водяных знаков, установлено, что бумага, использованная в летописи, была изготовлена в период времени с 1404 по 1428 г.г. Летопись датирована концом 1420-х годов, но найдена она была только в 1809 году историком Карамзиным. Кстати, Карамзин сам признавал недостоверность хронологии времени в Ипатьевской летописи.

Таким образом, установить точный "возраст" города Москвы доподлинно невозможно. Согласно Ипатьевской летописи, в которой Москва употребляется впервые, встреча Юрия Долгорукого с князем Святославом Ольговичем, состоялась 4 апреля 1147 года (в пятницу). Точную дату первого упоминания Москвы в летописи вычислил историк Иван Забелин - 4 апреля 1147 года. У историка Карамзина этой датой оказался март 1147 года. В результате консолидации даты, день города в 1847 году решено было отмечать весной. Планировалось, что празднования 700-летия города Москвы будут проходить три дня. Но планы изменились, и программа празднования была сильно урезана, так как 31 декабря 1846 года приказом императора Николая I, день города Москвы надлежало отмечать 1 января 1847 года.

800-летие города Москвы широко отмечалось 7 сентября 1947 года (Приказ И.В. Сталина), была учреждена медаль "В память 800-летия Москвы" (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1947 года).

В настоящее время днём основания города Москвы назначена первая суббота сентября (Постановление Правительства Москвы N 801-ПП от 11 сентября 2007 года).